Подводные крылья для резиновой лодки

В средней и верхней частях стоек по обе стороны выполнено по несколько приливов, предназначенных для образования направляющих призм и оснований для фиксаторов и крепления подмоторного щита. Фиксаторы 3 фиксируют положение верхнее или нижнее крыльевого узла в транцевой рамке, так как под действием пружины 7 стержень фиксатора 6 заходит в отверстия 8 на рис. Для вывода стержня фиксатора из отверстия достаточно потянуть за тросик от мотоцикла 9 с кольцом 8 на конце. Все детали фиксаторов стальные. Стальные поперечные тяги 4 служат для выбирания люфта в направляющих, а верхняя одновременно является рукояткой для поднимания и опускания узла. Резиновые подкладки на тягах служат для компенсации непараллельности направляющих 2. Для лучшего скольжения призм стоек крыла по направляющим к ним приклеиваются текстолитовые прокладки на чертежах не показано ; направляющие и фиксаторы необходимо часто смазывать. Чтобы при опускании в нижнее положение крыльевой узел не выпадал из направляющих, после введения крыльевого узла в направляющие при сборке их нижние концы перекрывают специальными предохранительными пластинками 9 на рис.

В направляющих стойках транцевой рамки через втулки фиксаторов высверливают нижние и верхние отверстия для захода в них стержней фиксаторов. Таким образом ход крыльевого узла по Направляющим, то есть расстояние между отверстиями для фиксаторов в направляющих, составляет мм. Для опускания кормового крыла в рабочее нижнее положение необходимо: Если фиксаторы вошли в отверстия направляющих неполностью, то это значит, что буртик стержня фиксатора находится в некотором удалении от направляющей втулки. Для полного ввода фиксатора достаточно дернуть за тягу несколько раз вверх. При движении лодки в водоизмещающем режиме с убранными крыльями повышенное расположение двигателя выше обычного , как показала практика, ходовых качеств лодки не ухудшает, а наоборот, на полном ходу несколько улучшает. Установка готовых крыльев на лодку. Для установки крыльев лодку необходимо поставить на козелки на высоте, удобной для работы днищем вверх.

Киль лодки должен быть строго горизонтальным проверка ведется по слесарному уровню ; крен должен быть устранен так, чтобы диаметральная плоскость лодки была перпендикулярна горизонтальной плоскости. В первую очередь устанавливается кормовое крыло, а затем — носовое. Крылья устанавливают по уровню — горизонтально— с таким расчетом, чтобы элементы для регулировки угла атаки для носового крыла соединительные болты, а для заднего — шпильки находились в среднем положении. По отношению к горизонту и днищу лодки концы крыльев должны быть расположены симметрично.

Передние кромки крыльев должны быть перпендикулярны килю лодки, а расстояния от них до киля — соответствовать указанным на чертежах. Перекос крыльев относительно друг друга не допускается. При установке и проверке положения крыльев необходимо пользоваться струбцинами разных размеров и другими приспособлениями, обеспечивающими надежное удержание всего крыльевого устройства в нужном положении. Только после нескольких повторных проверок, убедившись в том, что все установлено правильно, можно приступить к сверлению отверстий в корпусе лодки для установки опорных точек. Отверстия для фиксаторов в направляющих транцевой рамки рекомендуется сверлить в самую последнюю очередь, после окончания регулировки и устранения люфта в направляющих. Расположение нижней плоскости крыльев параллельно килю и киль и крылья выставляются по уровню соответствует теоретическому нулевому и оптимальному практическому углу атаки крыльев. Дело в том, что при движении лодки крылья, установленные на разных расстояниях от киля, выходят на примерно одинаковое расстояние от поверхности воды, а разница в расстоянии до киля около 40 мм образует дифферент лодки и, следовательно, наклон крыльев к горизонту воды, т.

Если пойти на регулировку крыльев, то легко можно найти такое их положение, когда они не будут создавать подъемной силы и лодка будет продолжать двигаться не приподнимаясь и не зарываясь носом в воду. Это положение будет соответствовать действительному нулевому положению угла атаки крыльев при условии соблюдения центровки лодки. Для изготовления крыльев мы использовали листовую нержавеющую сталь толщиной 8 мм. Ножницами отрезали заготовки, по длине соответствующие размеру готовых крыльев, а по ширине — с припуском 2 мм.

Лодки и моторы в вопросах и ответах

После правки заготовки передали на фрезеровку. Сначала производилась обдирка и снятие основного слоя металла по касательным к образующей профиля на универсально-фрезерном станке с применением универсальной поворотной головки с торцевой фрезой. После такой обработки верхняя часть крыльев принимала вид многогранника. Для окончательного образования профиля крыльев были применены профильные цилиндрические фрезы: Таким образом, точность профиля непосредственно зависела от точности изготовления фрезы. Нижняя поверхность крыльев не фрезеровалась. Кормовое крыльевое устройство в сборе. Поверхности крыла и нижней части стоек полировать. Большой формат В дальнейшем крылья подверглись слесарной обработке — зачистке поверхностей и кромок напильником и предварительной рихтовке,— а затем шлифовке и окончательной полировке войлочными кругами с применением различных паст. При этом соблюдалось направление шлифовки и полировки — поперек крыла от передней кромки к задней. Отполированные крылья проходили гибку и тщательную рихтовку.

Необходимо тщательно обмерить корпус и осмотреть конструкцию, чтобы можно было своевременно внести соответствующие коррективы в чертежи крыльевого устройства. Перо, корпус редуктора, антикавитационную пластину и часть дейдвудной трубы до разъема снизу необходимо зачистить, убрав краску, ненужные выступы и неровности, и отполировать до блеска. Это сделать нетрудно, так как алюминиевый сплав полируется легко и хорошо. Нельзя ограничиться шлифованием хотя бы и самой мелкой шкуркой: Если нет возможности качественно отполировать указанные части, лучше их после шлифовки покрыть хорошим водостойким лаком.

Чем лучше отполирована поверхность, тем меньше сопротивление воды, меньше коррозия и облипание наносами. Рекомендуется после каждой поездки полированные поверхности стоек и двигателя слегка протереть чистой, смоченной в бензине тряпочкой и легко смазать маслом; это намного увеличивает долговечность полированных поверхностей. Самое серьезное внимание должно быть уделено гребному винту: Для более полного использования мощности двигателя хорошо иметь несколько отборных винтов с разным шагом например, , и мм. Для обеспечения успешного плавания на крыльях двигатель всегда должен быть хорошо отрегулирован. Испытания и плавание на крыльях. Перед началом испытаний надо обязательно проверить правильность установки и надежность крепления крыльев и крыльевого устройства. Напоминаем, что крылья должны быть установлены в теоретическое нулевое положение. День для испытаний следует выбирать хороший, безветренный. Испытания рекомендуется проводить вдвоем, без дополнительного груза багажа , на глубоком и прямом участке водоема со спокойной и прозрачной водой.

На берегу можно разбить контрольный участок для проверки скорости. Испытатель, являющийся одновременно рулевым, еще до этого должен научиться хорошо управлять лодкой и двигателем. Здесь мы должны предупредить, что грубые ошибки в управлении лодкой, которые зачастую допускаются новичками, могут привести к весьма нежелательным и печальным последствиям. Рулевой садится на задней банке у двигателя, а пассажир — на средней банке. Бачок с топливом располагается между ними. Затем опускают крылья в рабочее положение и проверяют, полностью ли заскочили фиксаторы кормового устройства. Включив реверс и установив лодку по намеченному курсу, плавно увеличивают скорость.

Процесс выхода на крылья можно проследить с лодки по постепенному перемещению образуемой корпусом волны от носовой части к корме; исчезновение этой волны соответствует моменту полного отрыва корпуса от воды и выходу на крылья. Начинается резкое нарастание скорости и оборотов двигателя. Надо несколько увеличить угол атаки соединительные болты передвинуть к корме. Малый угол атаки кормового крыла обнаруживается по низкому расположению кормы лодки; иногда корма волочится по воде. Слишком большой угол атаки кормового крыла приводит к срыванию крыльевого режима и зарыванию лодки носом при достижении определенной скорости. Отметим, что кормовое крыло в несколько раз менее чувствительно, чем переднее; это один из законов гидродинамики. Если перемещение пассажира вдоль лодки между передней и средней банками существенно не влияет на крыльевой ход лодки, регулировку крыльев можно считать законченной.

При наличии груза в багажнике или еще одного пассажира приходится немного увеличить угол атаки носового крыла. Теперь можно приступить к измерению скорости и освоению вождения лодки на крыльевом ходе. На первых порах вождение лодки на крыльях кажется затруднительным и утомляющим. Увеличение скорости требует повышенного внимания водителя, особенно в оживленных местах, где много различных судов, ограничительных знаков, рыболовов, купальщиков и т. Главной трудностью является выполнение поворотов, требующее от водителя некоторого мастерства. О внезапных и крутых поворотах приходится позабыть вообще. Крылья, какого бы типа они ни были особенно V-образной формы , сильно сопротивляются изменению курса и крену судна. Это заставляет судно идти на поворотах с большой циркуляцией. Если, например, производится левый поворот и двигателем подвесным корма лодки отводится направо, то переднее крыло также интенсивно заносит вправо нос лодки.

Подводное крыло для Казанки

В результате лодка начинает идти наискось и делает поворот очень медленно. Водителю приходится пересаживаться на левый борт лодки, чтобы преодолеть сопротивление крыла и создать крен на левый борт, после чего поворот начинает получаться Плавным, а циркуляция уменьшается. Как показали опыты, поворотливость лодки значительно улучшается, если под передним крылом установить небольшие вертикальные перья как бы продолжение стоек , показанные на рис. Следует также иметь в виду, что быстро идущее на крыльях судно затормаживается гораздо медленнее, чем обычное водоизмещающее судно. Обгон и расхождение нужно производить очень осторожно, на малой скорости. Гребень образовавшихся волн лучше всего проходить на водоизмещающем режиме под углом, близким прямому. При несоблюдении этого правила можно поломать крылья, а при большой волне и вообще потерпеть крушение.

Встреча лодки на скорости с большой волной равноценна столкновению с твердой резиновой стеной; если лодка и уцелеет, то экипаж наверняка очутится за бортом. Имея в виду большую засоренность некоторых водоемов, мы предостерегаем неопытных водителей: Водителю крылатой лодки следует помнить, что он управляет двумя страшными ножами, которые беспощадно режут все на своем пути. Ходовые качества наших лодок. Многих, конечно, интересуют ходовые качества наших лодок. Каковы максимальная достигнутая скорость, грузоподъемность, управляемость и мореходность? Наконец, достаточна ли жесткость крыльев и крыльевого устройства? Подтвердилась ли целесообразность установки крыльев? Мы затратили немало времени и много потрудились, изготовляя крылья и устанавливая их на лодки, но, чтобы самим себе ответить на эти вопросы, затратили не меньше времени, подвергая крылья всесторонним, иной раз рискованным и жестким испытаниям.

Мы плавали в хорошую погоду и в самые ненастные — с сильным ветром — дни; делали самые крутые повороты на большой скорости; на предельном ходу производили обгон и расхождения с различными судами; неоднократно врезались в волну, как в стену; подвергали лодку с полной нагрузкой необычной тряске на мелкой высокой волне. Наконец, мы нарочно наезжали на песчаные отмели. К тому же, происходили случаи, совершенно не предусмотренные нашей программой испытаний. Готовясь к каждому очередному испытанию, мы не только обсуждали предстоящие наблюдения, но и обдумывали возможные последствия, принимали все меры предосторожности и даже специально тренировались.

Это помогло нам сохранить в целости и лодку, и крылья, и самих себя. Зато мы хорошо проверили свою конструкцию, получили много ценных данных и богатый опыт вождения судна на крыльях. Это помогает нам создавать теперь еще более совершенную конструкцию для более мощных двигателей и значительно более высоких скоростей. Почти все испытания и дальнейшие плавания на крыльях проводились со стандартным винтом шаг — мм. Необходимо отметить, что при максимальной скорости хода двигатель работает на сильно повышеннЬ1х оборотах и длительное движение на таком режиме недопустимо. Для этого необходимо подготовить двигатель и очень тщательно рассчитать и подобрать винт. Наибольшая грузоподъемность наших лодок на крыльевом режиме кг, что соответствует 3 пассажирам, 25 кг груза и полному весу лодки кг. Транец лодки вырезают до высоты мм на ширину мм так, чтобы мотор свободно поворачивался и верхняя лопасть винта находилась не выше 30—40 мм над задним крылом.

Транец усиливается листом дюралюминия толщиной 3 мм, приклепанным к угольникам — стойкам транца. Высота полок должна обеспечить касание уложенной в него полосы крыла в трех точках, что обеспечит хорошее и точное крепление полосы при обработке ее фрезой. Заготовка крыла, уложенная в швеллер, закрепляется планками и обрабатывается до ширины мм, а затем фрезеруется на плоскость с вогнутой стороны до толщины около 7 мм так, чтобы кромки были острыми. От точности и чистоты обработки полос зависит ходовое качество крыла.

Подводные крылья для резиновой лодки

Обработанные полосы изгибают по шаблонам с углами, указанными на чертеже, в холодном или горячем состоянии под прессом. Изгиб должен быть точным, чтобы получились одинаковые углы атаки по размаху крыла. Крылья со стойками собирают по заранее заготовленному шаблону с учетом кривизны и наклона бортов лодки во избежание подгонки после сварки. Места сварки зачищают, а крыло, если оно сделано не из нержавеющей стали, хромируют или лудят; краски на крыле держатся слабо, а без покрытия крылья быстро ржавеют. Установка крыльев на лодку Лодка устанавливается на ровную площадку по килю и транцу при помощи уровня. Сначала сверлят передние нижние отверстия диаметром 5—6 мм и крыло закрепляют предварительно; затем крыло точно выверяют по уровню, после чего сверлят остальные отверстия и ставят в них болты.

Центральный подкос закрепляется к килю в последнюю очередь. Перемещая его вперед или назад, поднимая передний и задний конец опоры,— можно изменить угол атаки средней части крыла. Заднее крыло устанавливается аналогично переднему непосредственно у транца. Закрепив переднее и заднее крылья к бортам и килю лодки, следует проверить их по шнуру, натянутому от переднего к заднему крылу. Шнур должен лежать по нижним плоскостям крыльев без просветов, что определит нулевой установочный угол атаки. Изготовление крыльев не требует больших затрат и времени, так как их профиль определен радиусом трубы, а обработка несложна. Первичная установка крыльев занимает 2—3 часа, последующая постановка и съемка — не более 30—40 минут. Испытание лодки на воде. Первые заезды делает один человек.

В лодку берется мешок с песком весом 25—30 кг для определения центровки лодки и места пассажиров. Выбирается тихий день и безлюдное место на воде. Уложив мешок у миделя, водитель, сидя у мотора в корме, дает плавное увеличение числа оборотов мотора. С началом движения нос лодки начинает подниматься благодаря большой площади переднего крыла. В этот момент образуется положительный угол атаки крыла и оно быстро выталкивает нос лодки из воды. При подъеме переднее крыло частично выходит из воды и подъемная сила уравновешивается весом носовой части лодки.

17.10.2019 44